С любовью к Шории!

В. Е. Таннагашев — хранитель эпической традиции шорцев

Владимир Егорович ТаннагашевВ настоящее время, когда живая сказительская традиция шорцев постепенно стала угасать, мы успели сделать уникальные аудиозаписи героических сказаний в исполнении представителя мрасской сказительской школы, члена Союза писателей России — Владимира Егоровича Таннагашева (1932-2007 гг.).

В. Е. Таннагашев родился в 1932 году в Мысковском районе Кемеровской области, в селе Колдиге аал (ныне поселка нет), получил семилетнее образование, до служения в рядах советской армии (1951-1954 гг.) работал в Мрасской геологоразведочной экспедиции. После службы, вернувшись домой, он женился, вместе с женой воспитали шестерых детей. В. Е. Таннагашев свой хлеб добывал тяжелым трудом: работал вальщиком леса, до пенсии трудился шахтёром на шахте «Распадская». До последних своих дней жил в Мысках.

Однако ему посчастливилось с раннего детства слушать исполнение самых известных в то время шорских кайчи: Морошко (Напазаков Н. А.), Акмета (Абакаев А. И.). Кроме вышеперечисленных сказителей, Таннагашев В. Е. был знаком с эпическими сказаниями кайчи: Кыдыякова П. И., Торбокова С. С., Амзорова П. Н. и многих других кайчи, но своим учителем он считал Амзорова Прокопия Никаноровича.

В 14 лет он уже подражал талантливому кайчи — П. Н. Амзорову, наигрывая на балалайке. Примерно, с 30-ти лет Владимир Егорович исполнял сказания в кругу своих родных, а позже его стали приглашать на похороны, где он должен был на протяжении всей ночи, исполнять алыптыг ныбак с трагическим концом.

Его публичное выступление состоялось в 1987 году на шорском празднике в поселке Чувашка. В последнее время кайчи активно занимался пропагандой своего сказительства и мечтал обучать этому шорских детей.

Наше знакомство с В. Е. Таннагашевым состоялось в 1996 году в его городской квартире. В процессе общения выяснилось, что он помнит около 80 героических сказаний.

Эпические произведения, по словам самого Владимира Егоровича, ему привычнее было исполнять чоокпа (букв. «говором, речью»), то есть речитативом. Но по нашей просьбе, первое сказание «Казыр Тоо» (зап. 1996 г.) кайчи исполнил традиционным каем (горловым пением) под сопровождение двухструнного музыкального инструмента кай-комус. После музыкальной части кайчи увлечённо пересказывал содержание пропетого. Позже сказитель признался, что комус мешает ему сосредоточиться, поэтому он чаще сказывает без него.

Эта сказительская манера В. Е. Таннагашева: «пропевание» краткой сюжетной тирады, а затем более подробное и красочное развертывание этих событий речитативом проявилась в сказании «Ак Кан», опубликованном в 2010 году в томе «Фольклор шорцев» [3]. Кайчи пел не все из того, что потом сказывал, поэтому в «пропевах» встречаются незаконченные строки.

Впервые соотношение пения — сказа проанализировал А. И. Чудояков в статье «Традиции шорского эпоса и сказания Павла Кыдыякова», помещенной в томе «Шорские героические сказания». Он верно подметил, что в результате этого возникают два нетождественных текста [5, с.17].

Особенностью шорской эпической традиции является участие самого сказителя в событиях эпического мира. Образ кайчи присутствует во всех сказаниях (об этом подробнее см. нашу статью [1]). В произведении «Свет Олак», переходя к другому персонажу, кайчи говорит: «А я со Свет Олаком остаюсь» (А мен Свет Оолақпа полбодурчам). В сюжете сказания «Казыр Салгынма Кара Салгын» два алыпа расходятся в разные стороны, кайчи же, отправляясь только за одним из них, сообщает: «Я с Кара Салгыном остался!» (Мен Қара Салғынма полубустым!) В эпосе «Ак Плек» кайчи появляется уже в зачине: «В золотой дворец вошел» (Алтын öргее пас кирдим).

С 1996 по 2003 гг. нами записано от кайчи 27 героических сказаний, которые он перенял в основном от Амзорова Прокопия Никаноровича и в том числе сделана видеозапись сказания «Свет Олак».

В сотрудничестве с нами работали со сказителем новосибирские этномузыковеды Р. Б. Назаренко и Г. Б. Сыченко, которые паралельно вели записи сказаний на диктофон.

Помимо аудио и видеозаписей в архиве Л. Н. Арбачаковой и Л. И. Чульжановой хранятся копии 8 сказаний в самозаписи В. Е. Таннагашева.

С 1999 года В. Е. Таннагашев регулярно занимался самозаписью героических сказаний. Позже эти рукописи были переданы им московскому ученому-этнографу Д. А. Функу.

В книге «Шорские героические сказания», опубликованной в 2010 году, Д. Функ пишет: «…в 2002-2006 годах от кайчи Таннагашева мною с помощью аудио-видеоаппаратуры или же в виде самозаписей самого сказителя были полностью зафиксированы 44 эпических текста (36 сказаний)…» [6, с.155].

Имеющиеся аудио и видеозаписи сказаний В. Е. Таннагашева, сделанные Л. Н. Арбачаковой и Д. А. Функом, отдельные фиксации, произведённые другими собирателями (имеются повторные записи некоторых произведений) создают хорошую предпосылку для глубоких исследовательских работ, посвящённых творчеству этого кайчи.

К сожалению, в наше время традиция устного бытования эпических повествований заметно затухает. Если 30-40 лет назад во многих шорских селениях было по несколько кайчи, то в 2007 году ушел из жизни последний хранитель шорской эпической традиции — В. Е. Таннагашев.

Несмотря на это, мы надеемся, что проведение ежегодных пайрамов не позволит шорцам окончательно прервать сказительское искусство.

Например, в 2010 году на празднике в Чувашке был организован конкурс «Лучший кайчи Горной Шории», где приняли участие несколько человек. Среди конкурсантов был Член союза писателей России Г. В. Косточаков, который сказывал речитативом героическое сказание «Палазы чок Ак Кан» (Бездетный Ак Кан).

В 2009 году известная певица О. В. Таннагашева — племянница В. Е. Таннагашева получила Гран-при на всероссийском фестивале «Народы Сибири и Дальнего Востока», а также звание лауреата в номинации «Виды горлового пения» на Курултае алтайских сказителей. Сегодня она активно участвует во многих фестивалях и мечтает в будущем попробовать себя в качестве исполнителя героических сказаний. По словам О. В. Таннагашевой, перед тем, как «запеть горлом» в 2005 году, она дважды видела сон, где исполняла горловое пение в высоких горах Шории.

Сами сказители шорского эпоса верили, что у них есть свой «кай ээзи» — хозяин горлового пения и героического сказания. В фольклоре шорцев существует серия рассказов о кай ээзи (хозяине горлового пения). В них, как считал А. И. Чудояков, прослеживаются былые связи между «хозяевами» кая и гор [4, с. 9].

Таким образом, появление таланта сказителя связывалось в сознании людей с высшими силами, в данном случае, с хозяевами / духами кая.

Сегодня современные исполнители, умеющие «петь горлом», могут столкнуться с проблемой усвоения канонического текста и ведением музыкального сопровождения.

Использованная литература:

  1. Арбачакова Л. Н. Ролевые функции кайчи в шорских героических сказаниях // Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск. — 2003. — № 3. — С. 92-95.
  2. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. — Москва: Госкомстат, 2003.
  3. Фольклор шорцев / Сост. Л. Н. Арбачакова. — Новосибирск: Наука, 2010. — 608 с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 29).
  4. Чудояков А. И. Этюды шорского эпоса. — Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1995. — 221 с.
  5. Шорские героические сказания. Кан-Перген. Алтын-Сырык / Вступ. ст., подгот. поэтического текста, пер., коммент. А. И. Чудоякова; музыковедческая ст. и подгот. нотного текста Р. Б. Назаренко. — Москва; Новосибирск: Наука, 1998. — 463 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 17).
  6. Шорский героический эпос. Том I /Сост., подгот. к изданию, вступит. ст., пер. на рус. яз., примеч. и коммент. Д. А. Функа. М.: ИЭА РАН, 2010. — 392 с.

Арбачакова Л. Н.

Автор
Художник, поэт, ученый, член Союза художников и Союза писателей РФ
Опубликовал
Автор и разработчик сайта tadarlar.ru

Комментарии

Обратная связь