С любовью к Шории!

25 лет общественному движению за возрождение шорского народа

Статья написана в 2015году

Фото: 1-й учредительный съезд шорского народа, г. Новокузнецк, март 1990 г.

В марте 2015 года исполнилось 25 лет Ассоциации шорского народа, общественной организации главной целью которой является сохранение шорского народа как этноса, возрождение шорского языка и культуры, защита прав и интересов шорцев.

У истоков создания Ассоциации и всего общественного движения за возрождение стояли выдающиеся общественные деятели, шорские национальные герои, ученые Андрей Ильич Чудояков и Электрон Федорович Чиспияков.

Андрей Ильич ЧудояковАндрей Ильич Чудояков (1928—1994), участник Великой Отечественной войны, кандидат филологических наук, профессор, всю жизнь посвятил сбору и изучению шорского фольклора. Он делал это в свободное от основной преподавательской работы время, на общественных началах. Ездил по шорским деревням, записывал фольклор, встречался с людьми, общался. Андрей Ильич видел, в каком бесправном положении и бедности находится его родной народ, как он спивается, забывает язык, теряет культуру. Все это болью отзывалось в его сердце. Как помочь своему народу? Этот вопрос и ответ на него он, можно сказать, выстрадал.

Электрон Федорович ЧиспияковЭлектрон Федорович Чиспияков (1930—1989) — друг и соратник А. И. Чудоякова, защитил кандидатскую диссертацию по шорскому языку, написал «Учебник шорского языка», вместе с А. И. Чудояковым стоял у истоков создания кафедры шорского языка и литературы, подготовил научные кадры по шорскому языкознанию для работы на кафедре.

Когда в 1985 году в Советском Союзе началась Перестройка и Гласность, было разрешено говорить о национальных проблемах без опасения, что за это могут обвинить в национализме и посадить в тюрьму, как это было в 30-ые годы, у многих народов началось движение за национальное возрождение. И в Шории ученые А. И. Чудояков и Э. Ф. Чиспияков начали проводить большую общественную работу среди шорцев всей Шории, объяснять необходимость работы по возрождению своей государственности, языка, культуры, обычаев и традиций.

Вот как вспоминает те дни Василий Иванович Ачелов, в то время молодой юрист, блестяще защитивший в 1988 году в Кемеровском госуниверситете дипломную работу «Горно-Шорский район — первичная форма национальной государственности»: «Во время подготовки к Пайраму в Чувашке в 1986 году Андрей Ильич Чудояков ездил в Мыски, чтобы решить с городскими властями вопрос о проведении праздника. Шорская общественность поддержала инициативу и также ему помогала. Это Н. Е. Бельчегешев, В. П. Амзоров, П. М. Алчин и другие. Общественное движение неформально началось в 1988 году. В Новокузнецке примерно раз в квартал собирались Андрей Ильич Чудояков, Электрон Федорович Чиспияков, я. Обсуждая проблемы шорцев,  мы пришли к мнению, что если в ближайшие 5 лет не поднимем шорский народ, то после уже — не поднять. На эти встречи приезжали и представители из других городов: Георгий Георгиевич Челбогашев, Надежда Алексеевна Шихалева, Юрий Кириллович Токмашев из Таштагола, Николай Егорович Бельчегешев, Владимир Прокопьевич Амзоров, Прокопий Михайлович Алчин из Мысков и другие. Мы даже дали название нашей инициативной группе — координационный совет коренного шорского народа юга Кузбасса, меня выбрали председателем. Вопросы, которые мы обсуждали, были в первую очередь связаны с шорской автономией, как добиться ее восстановления и затем уже шли другие вопросы: возрождение языка и культуры, улучшение жизни в отдаленных шорских поселках (дороги, снабжение и др.). В 1989 году начали подготовку к учредительному съеду шорского народа. Мне  поручили написать проект устава будущей организации — Ассоциации шорского народа. Хотели, чтобы я выступил и с основным докладом на съезде, но я сказал, что «не потяну»  устав и доклад и предложил поручить готовить доклад Тодышеву М.А., дал ему имеющиеся у меня документы и материалы ».

Время тогда было удивительное. Народ раскрепощался после 70 лет молчания в тоталитарном государстве и наслаждался свободой слова. Шорский народ, коренной малочисленный народ юга Кузбасса, в отношении которого советские власти всегда проводили патерналистскую политику (то есть решали за него, как ему жить, не спрашивая, хочет он так жить или нет), впервые получил свободу слова. В печати стали публиковать статьи о многочисленных шорских проблемах, в городах стали проводить собрания, на которых собирались сотни шорцев и говорили о наболевшем: об отсутствии шорской государственности и представительства в законодательных и исполнительных органах власти в городах и области, о том, что шорский язык не изучается в школах, не издаются книги на шорском языке, исчезает шорская культура, обычаи и традиции, ущемляются национальные интересы, разрушается природа, вырубаются леса, загрязняются реки, а народ от безысходности вымирает, не чувствует себя хозяином на своей родной земле.

Этим собраниям предшествовали встречи Андрея Ильича Чудоякова с инициативными людьми в городах. В Мысках он встречался с бывшим военным летчиком Николаем Егоровичем Бельчегешевым, участниками войны Владимиром Прокопьевичем Амзоровым и Прокопием Михайловичем Алчиным, в Междуреченске — с Андреем Михайловичем Толтаевым и другими.

4 декабря 1988 года в Мысках, а затем 20 января 1989 года в Междуреченске прошли многолюдные собрания шорской общественности, в которых приняли участие и городские власти: в Мысках — 2-ой секретарь горкома партии Г. И. Воробьев и заместитель председателя горисполкома А. А. Безносикова, в Междуреченске — 1-й заместитель председателя горисполкома В. Н. Максимов. Было много критических выступлений представителей шорцев. На собрании в Мысках Светлана Владимировна Таннагашева, библиотекарь гороно, подняла вопрос о необходимости восстановления шорской автономии на территории городов Таштагол, Мыски и Междуреченск. Власти обещали рассмотреть этот вопрос. Обещали начать обучение в школах шорскому языку и издание шорских книг и учебников. В Междуреченске В. Г. Куспековым был зачитан и затем одобрен собранием текст письма в Президиум Верховного Совета РСФСР и в Комиссию по межнациональным отношениям Кемеровского облисполкома с просьбой об организации Горно-Шорского национального района.

На обоих собраниях были выбраны Советы по координации национальных вопросов (их обычно потом называли Координационные советы).

В Мысках в Координационный совет вошли: Тотышев Б. А. (председатель), Тотышева Н. В., Тотышева Т. П., Улагашева И. И., Амзоров В. П., Таннагашева С. В., Таннагашев В. С., Майтаков А. Е., Сербегешев А. Г., Тахтобина, Алчин П. М., Напазаков Г. И..

В Междуреченске избрали Координационный совет в составе: Куспеков В. Г. (председатель), Толтаев А. М., Кыдымаева Н. П., Толтаев Н. С., Амзорова В. А. и другие.

Весь 1989 год в городах Шории шла напряженная работа по подготовке к 1-му съезду шорского народа. Были резонансные публикации на шорскую тему в городских и областных газетах. Активисты тогда считали, что только создав автономию, шорский народ сможет решить свои многочисленные проблемы, так как знали о расцвете культуры и образования в годы существования Горно-Шорского национального района (1926—1939). Среди шорцев тогда не было единства по вопросу об автономии, были споры, но все же консенсус по главному вопросу о восстановлении автономии в рамках бывшего Горно-Шорского национального района был достигнут. Первоначально таштагольцы хотели восстановить автономию в границах только Таштагольского района и еще в 1988 году написали письма с этой просьбой в местные и центральные органы власти. Против такого подхода выступал А. И. Чудояков. Он знал, что это приведет к расколу народа, чего допускать было нельзя.

Первый съезд шорского народа состоялся в Новокузнецке в марте 1990 года. На нем была создана Ассоциация шорского народа и началось движение за возрождение шорского народа. С этого времени начался отсчет новой истории шорцев, полной невероятного подъема национального духа, огромного энтузиазма сотен людей разных поколений. Народ начал сам творить свою историю, несмотря на трудности, которые были на этом пути.

История шорцев — это наше общее достояние, наша память о прошлом, о наших предках, нашедших мужество подняться на борьбу за свои права: политические, гражданские, культурные, социальные, и никому не дано право фальсифицировать шорскую историю. А такие попытки имеются. В 2015 году в Мысках прошли два так называемых «юбилея»: 35-летие ансамбля «Отчагаш» и 30-летие городского общества «Шория». Это фейковые юбилеи, не соответствующие исторической правде. Мысковчане оказались «впереди» общепризнанного первого шорского ансамбля «Чылтыс», который был создан в 1985 году в Таштаголе. Председатель общества «Шория» Ю. Н. Кастараков на вопрос — почему ансамблю «Отчагаш» уже 35 лет, а обществу 30 лет — ответил, что Федор Яковлевич Апонькин давно проводил общественную работу в Чувашке. Да, Ф. Я. Апонькин (1914-1993), начиная с пионерского возраста, был по жизни очень активным общественником, 20 лет работал над шорско-русским словарем, но какое это имеет отношение к обществу «Шория»?

Избранная президентом Ассоциации шорского народа на 10 съезде шорского народа в апреле 2015 года (правда, с нарушением Устава АШН и потому не утвержденная качестве президента АШН в Управлении Министерства юстиции по Кемеровской области), работающая заместителем главы города Мыски по социальным и национальным вопросам С. М. Дудкина по поводу 30-летия общества «Шория» ответила, что «они ведут отсчет создания организации от первой народной инициативы в поселке Чувашка во время подготовки к Пайраму в 1986 году и создания оргкомитета по проведению Пайрама». Пайрам и создание общественной организации — это разные вещи. Отсчет создания организации должен вестись от декабря 1988 года, когда был избран Координационный совет по национальным вопросам. Поэтому, может быть, никто из общественных организаций, кроме Междуреченского общества «Алтын Шор», в Мыски не приехал, так как не признает такой сомнительный юбилей. Чтобы вспомнить, как все начиналось, хочу привести высказывания ветеранов общественного движения за возрождение шорского народа:

Грабаров Аркадий Иванович, руководитель ансамбля «Отчагаш»:

«Я создал ансамбль «Отчагаш» в 1986 году в поселке Чувашка, где я работал в клубе, а в 1989 году перешел работать в город — в ГДК. В ансамбль стали ходить городские люди, была группа пожилых и группа молодых участников. Из Чувашки участники ездили на репетиции в город. До сих пор я работаю руководителем ансамбля «Отчагаш».

Таннагашев Владислав Валерьевич, помощник депутата Госдумы Горовцова Д. Е., депутат мысковского Совета депутатов 1-го, 2-го и 4-го созывов:

«В Мысках общество «Шория» было образовано в 1988 году. В инициативную группу по проведению собрания шорцев и созданию организации входили Николай Егорович Бельчегешев (председатель), Владимир Прокопьевич Амзоров, Прокопий Михайлович Алчин. У меня есть протокол этого собрания. Перед собранием у них были неоднократно встречи с Андреем Ильичем Чудояковым в Мысках и Новокузнецке. Они обсуждали все проблемы шорцев и пути их решения. Я считаю проведенный юбилей 30-летия общества «Шория» извращением истории, а если это сознательно сделано, то организаторы войдут в историю как лжецы».

Печенина Надежда Михайловна, председатель Новокузнецкого общества «Шория», директор Информационного центра «Шория»:

«Считаю проведенный юбилей (30-летие) мысковского общества «Шория» недопустимым. Нельзя подтасовывать исторические факты, преследуя свои цели и интересы. Еще никакому шорскому обществу нет 30 лет. Стыдно, что и в Осинниках В. И. Камзычакова время создания общества «Тагтагал» совместила со временем своего прихода на работу в администрацию города, хотя другие люди уже раньше начали общественную работу, а она пришла позже. Это все неправильно».

Шихалева Надежда Алексеевна, директор Музея этнографии и природы Горной Шории в Таштаголе:

«Ансамбль «Чылтыс» был создан в феврале 1985 года, а я пришла в ансамбль в мае этого года. Идея создания ансамбля принадлежала ученому В. М. Кимееву, заведующей отделом культуры Е. М. Нежниковой и В. С. Курдаковой. Знаю, что на Пайраме в Чувашке в 1986 году выступала их вокальная группа. Они говорили, что начали готовиться к Пайраму за 1-2 месяца перед этим, руководителем у них был Грабаров О. И.

Идея проведения Пайрама в 1986 году, думаю, принадлежала журналисту Нелли Ермаковой. Она тогда работала на областном телевидении и была на Ольгудек-Пайраме на Мустаге в 1985 году. Но тогда на Пайраме не было массовости, в основном молодые люди участвовали, пожилые не могли подняться на гору, а Нелли Ермакова хотела сделать эксклюзивный красочный фильм о шорцах и Пайраме и отправить его на центральное телевидение. Она написала сценарий Пайрама, который был проведен в Чувашке, сняла фильм и отправила его в Москву. Она своего добилась — фильм показали на центральном телевидении на весь Советский Союз».

Из этих высказываний шорских ветеранов, внесших большой вклад в возрождение шорского народа, понимающих исторические процессы, компетентных, понятно, что нельзя заниматься фальсификацией истории, использовать ее в своих политических и других целях, так как это наносит ущерб интересам народа.

Андрей Ильич Чудояков был основателем шорского общественного движения за возрождение шорского народа, его культуры и языка. Он был ученым, исследователем шорского фольклора, профессором и выдающимся общественным деятелем, сумевшим поднять народ и вдохновить его на возрождение. Память о нем священна. Также, как и священна память о наших предках, поднявшихся вместе с Андреем Ильичом Чудояковым и которых нет уже с нами.

Любовь Чульжанова, член Союза писателей России,
ветеран общественного движения за возрождение шорского народа

Автор
Общественный деятель, публицист, поэт, член Союза писателей РФ
Опубликовал
Автор и разработчик сайта tadarlar.ru

Комментарии

Обратная связь